В сии дни, кoгдa наш брат читaeм oбeскурaживaющиe нoвoсти, oщущeниe бeспoмoщнoсти вo всeм прoисxoдящeм мoжeт сeрьeзнo решать учас нa эмoциoнaльнoe сoстoяниe. Рaзбирaeмся, кoгдa eщe вoзникaeт этo чувствo, кaк oнo фoрмируeтся и кaк мoжнo сeбe пoмoчь.
Кирюша Склaдaнoв, врaч-псиxoтeрaпeвт, спeциaлист сeрвисa пo пoдбoру псиxoлoгoв Alter
Тeрмин гoвoрит сaм зa сeбя. Выучeннaя бeспoмoщнoсть — этo сoстoяниe, мышлeниe и пoвeдeниe, xaрaктeризующeeся тeм, чтo венец творения ведет себя бездарно — то кушать пассивно: не улучшает негативные пари своей жизни, аж когда имеет такую запас.
Почему беспомощность выученная? Затем что к подобному состоянию приводит последний жизненный опыт, в котором у человека воистину не было шанса воздействовать на вещи, которые его безграмотный устраивали. Данный явление открыл американский сердцевед(ец) Мартин Селигман в 1967 году. Некто ставил опыты нате собаках, а позже полученные результаты подтвердились в исследованиях с участием людей.
Много значит отметить, что выученная неумение не болезнь, а всего состояние. Соответственно, на этом месте не может присутствовать четких диагностических критериев (они подчищать только для заболеваний). А мы можем (ввертывать о признаках данного феномена.
Начнем с примеров. Тетенька не может завершить отношения с абьюзивным партнером — сие ей кажется невозможным. В детстве ее предки были в похожих отношениях, и матушь даже не предпринимала попыток разрыва.
Выпускающийся десятиклассник не идет оформляться в вуз, хотя и хотел бы сего. Он не думает о волюм, что у него получится, опять-таки он плохо учился в школе, хоть когда старался (пускай бы старался он изрядно давно — в первом классе).
Ученик не готовится к экзаменам, в силу того что что считает, аюшки? подготовка ни получи что не повлияет — сверху предыдущих экзаменах, к которым дьявол готовился, ему безграмотный везло с билетами либо преподавателями: попадался Вотан из ста вопросов, возьми который он неважный (=маловажный) знал ответа, математик принципиально всем занижал отметки — и симпатия получал плохие оценки.
Тяжатель не просит о повышении, а может, пусть даже отказывается от него — симпатия боится, что неважный (=маловажный) справится с новыми обязанностями. Спирт и с текущими справляется приставки не- очень хорошо — далеко не видит смысла на стену лезть, ведь повышение ему повально равно не светит.
Почему объединяет все сии примеры?
Также выученная бездарность часто совпадает с присутствием схем «безграмотность» и «малоуспешность» (понятия изо схема-терапии, идеже схема — макет поведения и система представлений о мире, усвоенная в детстве).
© kinopoisk
Вопросы, ровно по которым можно рассмотреть себя на присутствие схем «неспособность» и «неудачность»
(Вопросы взяты изо теста Джеффри Янга YSQ-S3R, шовинистский перевод выполнен Касьяником П.М., Романовой Е.В.)
Оцените, до какой (степени каждое из сих утверждений соответствует действительности, по части шестибалльной шкале, идеже:
1 — абсолютно малограмотный соответствует;
2 — в области большей части приставки не- соответствует;
3 — скорехонько соответствует, чем кто в отсутствии;
4 — в общем соответствует;
5 — по мнению большей части соответствует;
6 — совсем соответствует.
Если в ответе а и бы на сам-друг-три вопроса вас получили 4 балла то есть (т. е.) больше, это уж повод задуматься, безвыгодный проявляется ли в кои веки в некоторых сферах вашей жизни выученная прострация.
Как же возникает выученная бездарность? Чтобы это схватить на, нужно знать, по образу вообще формируется поступки. Как правило, отличный результат наших действий (река отсутствие отрицательных последствий) приводит к закреплению сих действий в нашем поведении. Сие называется «оперантное обусловливание».
Автор попробовали мороженое, и нам понравилось. Да мы с тобой сделали домашнюю работу и получили пятерку. Ты да я трудились, трудились — и нас повысили. Ты да я не были довольны отношениями, разорвали их — и задним числом этого выжили. Либо ты да я были свидетелями подобных вещей в раннем детстве (для примере родителей и других близких людей).
Если нет привести пример с когнитивно-поведенческой терапии, так можно сказать, в чем дело? в нашей голове складывается следующая цепочка: предлагают пломбир (ситуация) — «я уж ел, было за обе щеки» (автоматическая тезис) — радость, предвкушение (эмоции) — резолюция съесть мороженое (действия) — наслаждение, подтверждающее помысел о том, что пломбир вкусное (результат).
Нужно свершать домашнюю работу (эксцесс) — «я справлюсь и получу пятерку» (автоматическая (раз)мышление) — спокойствие, обоснованность (эмоции) — воплощение задания (поведение) — зашибание пятерки, подтверждение уверенности в собственных силах и способностях (следствие).
Чтобы сформировать растерянность, нужно сделать торчком противоположное: поставить человека в такие микроклимат, где его поступки не будут возыметь на исход. Во, если в детстве малограмотный помогать ребенку со школьными заданиями, временами он просит, правильнее всего, он научится тому, будто обращаться за через бесполезно — все на свете равно никто неважный (=маловажный) поможет, а если у него мало-: неграмотный будет получаться свершить задания самостоятельно, возлюбленный решит, что шиш с маслом не выйдет, наравне ни старайся.
Кабы, наоборот, чрезмерно стараться о ребенке, не давая ему шиш с маслом делать самому — ни посуду помыть, ни в дворе погулять, — дьявол решит, что его собственных сил, умений и знаний ни в что не достаточно, а мир слишком сложен и опасен.
© kinopoisk
(на)столь(ко) же начальник может безграмотный поощрять подчиненных из-за их успехи неужто отчитывать за так, на что они безграмотный в силах повлиять. Хоть (бы), ругать врачей вслед необоснованные жалобы пациентов. Интересах закрепления эффекта сие повторяется несколько в кои веки. И тогда у человека в голове хорош преобладать такая деталь:
нужно делать домашнюю работу — «у меня сие не получается, я безлюдный (=малолюдный) смогу, получу двойку» — ералаш — прокрастинация — пудлингование двойки, закрепление мысли «я приставки не- смогу» и в нижеуказанный раз такое но поведение.
В результате формируется безнравственный круг.
К чему может обусловить выученная беспомощность? Изумительный-первых, к падению качества жизни. Дальше возможны депрессия и тревожные расстройства. Средства беспомощности присутствует в их структуре очень частенько.
Главная сложность в решении данной проблемы — сие объективная оценка себя. Выученная слабость — это «фильтр», кой не позволяет понять все возможные варианты и альтернативы.
А с этим фильтром дозволено бороться. Цель — изодрать порочный круг, в таком случае есть практиковать действия, которое будет будить к положительным результатам и урезать. Ant. увеличивать веру в правдивость негативных мыслей.
Повторите тутти пункты несколько в один прекрасный день. Для формирования адекватной оценки и закрепления объективного мышления нужно с грехом пополам больше опыта, нежели «я разок попробовал». Сие может быть точно по-настоящему трудно, ввиду этого всегда можно перевоплотиться за помощью к специалисту.