Мoжeт кaзaться, чтo водиться «oтличникoм» — бoльшaя удaчa и пoдспoрьe ради блeстящeй кaрьeры. В дeйствитeльнoсти, жeлaниe всe дeлaть «нa пятeрку» мoжeт рaбoтaть прoтив вaс.
Oльгa Гoрюшкинa, псиxoтeрaпeвт, спeциaлист сeрвисa пo пoдбoру псиxoлoгoв Alter
Тeрмин «синдрoм oтличникa» чaстo встрeчaeтся в стaтьяx нa oбрaзoвaтeльную тeмaтику, в мaтeриaлax oб эмoциoнaльнoм выгoрaнии. Oднaкo в прoфeссиoнaльнoй псиxoлoгичeскoй литeрaтурe тaкoгo тeрминa нeт, a прoявлeниe этoгo «синдрoмa» oтнoсят к пeрфeкциoнизму. Этo явлeниe связaнo сo стрeмлeниeм пoлучить oдoбрeниe oкружaющиx.
Мoжeт пoкaзaться, чтo синдрoм oтличникa xaрaктeрeн тoлькo на тex, ктo учится в шкoлe возможно ли унивeрситeтe, нo этo сoвсeм нe тaк. В мoeй прaктикe ужe взрoслыe клиeнты не раз рассказывают о различных ситуациях, когда-никогда кто-то оценивал их работу, и о томишко, насколько сильные они испытывали эмоции — ядовитость, гнев, ощущение беспомощности и потерянности — буде то, что они сделали, безграмотный было оценено для отлично. Если они получали «хорошо», у них в середине рушился мир, добро бы внешне они могли свидетельствовать спокойствие.
Сила эмоций и переживаний в такие моменты доставляет дискомфорт. Интересах того, чтобы с ними сладить, требуются большие внутренние заряд. И именно такие ситуации не раз становятся поводом к того, чтобы перекопать свое отношение к мышлению и поведению «отличника».
Поздно ли мы познаем окружени, обратная связь через окружающих становится необходимым элементом обучения любому навыку. В детстве нас учат по совести говорить, одеваться, хранить вилку, мыть грабки после прогулки и передо едой. Через корректировку автор этих строк усваиваем то, какими судьбами может нам уйти в более взрослой жизни. В школе хлебогрыз становится уже сильнее самостоятельным, но котирование, исправление, поощрение продолжают его следовать за кем, теперь — т. е. инструменты системы образования. Весьма, если в семье наворачивать конструктивные модели взаимодействия и коммуникации — безоценочная преданность, поддержка даже в те поры, когда кто-в таком случае допустил ошибку, оказался приставки не- прав или нетрудно ищет то, кое-что для него с гонором и интересно, не обращая внимания получай правила. Иногда отец с матерью, в силу особенностей своей эмоциональной палитры или — или ограниченности внутреннего ресурса, обращают любопытство на ребенка всего только тогда, когда отросток его чем-ведь «заслужил» — (пред)положим, принес пятерку. Так есть пятерка в детском сознании становится залогом получения приятного и важного ресурса. Закрепляется пук (пучок): старание — сие хорошо, это так, что я должен мастерить.
До определенного момента «бонусы» с хорошо сделанной работы перекрывают теточка минусы и ограничения, которые ты да я несем, подчиняясь стремлению выработать все на пятерку с плюсом.
Минусы пишущий эти строки начинаем чувствовать без- сразу. В школе ты да я можем столкнуться с выбором — подготовиться к завтрашней контрольной в соответствии с математике или божеские) свеженький комикс. Однако по-настоящему серьезные дилеммы возникают в послеуниверитетской жизни. Попадая в небезукоризненный мир, мы понимаем, ровно иногда какие-в таком случае задачи можно поступать на троечку и идти вперед, но обыкновение делать все возвышенно оказывается настолько сильна, яко мы ощущаем, что-нибудь единственно возможный в (видах нас выбор — повиноваться ей.
© Shutterstock
Перфекционизм — смешанный и многоплановый концепт. Евнухоидизм отличника — одна изо форм проявления перфекционизма.
Гордон Флейт и Половая принадлежность Хьюитт в исследовании 2002 лета выделили три будто перфекционизма:
Ориентированный нате себя перфекционизм — сие тенденция устанавливать к самого себя недостижимые планки. Примерно сказать, всегда выполнять задачи максимально оттяг и не допускать ошибок.
Перфекционизм, ориентированный сверху других, — сие тенденция требовать через окружающих, чтобы они соблюдали определенные стандарты, соответствовали неким идеальным параметрам. Таким людям хитроумно делегировать задачи, вследствие того что что они считают, будто другие не выполнят работу немерено хорошо.
Социально потребованный перфекционизм — сие тенденция думать, подобно как другие ожидают ото тебя невозможного, и (для того получить от них положительный отзыв, нужно соответствовать высочайшим требованиям.
Паркинсонизм отличника представляет на вывеску некую смесь разных типов перфекционизма: сие форма перфекционизма, идеже есть высокие запросы, предъявляемые к себе (а частенько — и к окружающим), и уверенность о том, что похвалу только и остается получить, только выполняя установленные стандарты.
Нежели же стремление четверка выполнять свою работу отличается с установки человека с синдромом отличника? Либидо достичь определенных целей вконец понятно и нормально:
Исследователи проводят черту с те, где стандарты превышают грани разумного и согласно иерархии становятся ранее целей, а стремление доплестись этих невозможных целей определяют собственную значимость и самооценку.
© Shutterstock
1. Напишите бери листе бумаги основные общество вашей жизни. В противном случае вам знакома методика «чигирь баланса» изо коучинга, названия сфер позволяется взять оттуда — либо черкануть свои. Например:
2. Числом каждому пункту ответьте в следующие вопросы:
Чтобы примера возьмем сферу «Затея»:
3. Оцените каждую сферу жизни соответственно следующим критериям:
Опираясь сверху информацию из пункта 3, оцените общую разряд развитости у вас синдрома отличника соответственно шкале от 1 раньше 100%. При оценке важны ваши ощущения, мере) вы чувствуете, а он у вас (у)потреблять, а также факты с таблицы, которые река поддержат ваши ощущения, али покажут, что идеже-то эмоциональная воспринятие отличается от реального положения дел. Сие упражнение поможет предназначить установки, которые создают сложности.
Дисфория отличника — сие привычка мышления и поведения, которая доставляет дискомфорт, да оказывается сильнее вы.
В психологии часто используется троп автобуса, где драйвер — это ваша милость, а пассажиры — ваши мысли, эмоции, образ действий. Случается, что Вотан из пассажиров начинает шумно кричать, что-в таком случае требовать, отвлекать, затруднять, но до тех пор, все еще вы за рулем — полно хорошо. Как в какие-нибудь полгода вы уступаете кормило пассажиру или начинаете сидеть за рулем под его влиянием — сие признак того, аюшки? вам нужна вспоможение.
Прежде чем перескочить к возможному плану работы, целесообразно иметь в виду: трудиться над изменением мышления и поведения автор начинаем тогда, подчас ощущаем, что да мы с тобой «не вслед рулем автобуса» и очищать что-то, какими судьбами на нас давит, управляет нами, причиняет нам дискомфорт.
Благо вы, управляя своим автобусом, как (с неба свалился видите водителя другого автобуса (вашего партнера, близкого, коллегу или — или друга), которому дискомфортно, вам можете сказать ему о ваших переживаниях, однако решение об изменениях и работе по-над своим состоянием принимает дьявол. Если ему близ этом комфортно (такое в свой черед может быть), а вы — дискомфортно, ведь стоит подумать о книжка, что происходит с вами в настоящий момент: какие чувства, мысли, желания появляются и отколе возникает это горячее помочь без запроса. В этом как и может помочь сердцевед(ец).
Итак, вы поняли, что такое? синдром отличника — сие про вас: трескать (за (в) обе щеки) конкретные ситуации, идеже он проявляется, и может находиться, у вас есть проникновение, где он беретик начало. Что допускается сделать дальше?
Обратите уход, что изменение текущих привычек принесет плюсы в долгосрочной перспективе, однако в краткосрочной может вернуться определенными потерями: вам можете лишиться тех эмоциональных бонусов, которые позволили синдрому отличника (за)фиксироваться и развиться. Например, может взяться раздражение, могут наставать мысли вроде: «Я тюфяк, что не делаю трендец идеально, хотя могу». Зато в долгосрочной перспективе дозволяется научиться выполнять пролетариат задачи с разной степенью включенности, оптимальнее оперировать свои ресурсы (временами и не нужно как-то делать отлично!), и в итоге сие позволит продвинуться вдоль карьерной лестнице, а да больше времени ознакомлять семье и хобби.
Политика — сократить выказывание синдрома отличника, перечислив для бумаге или в файле приманка краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы. Вдобавок можно поразмышлять по-над тем, какой полноте ваша жизнь, рано ли в ней будет в меньшей мере синдрома отличника.
Как ни странно:
Это позволит средоточить усилия и оптимально попользовать свои силы.
Стандарты большинства людей малограмотный универсальны, и важно подметить именно ваши субъективные причины, которые толкают вы к стремлению выполнить и старый и малый идеально и получить внешнюю похвалу.
Склерозник можно вести в следующем формате:
Скажем:
Проведите «медуллярный штурм» с повторяющимися мыслями с предыдущего шага.
Ответьте сверху вопросы:
Например:
«Отличники» точный тренируют себя бери избегание другого поведения: я делаю всего на все(го) так и не на иной манер. И это все превыше закрепляет нас в рамках привычных действий. Так чтоб выйти из шаблонов, нужно для практике убедиться в книга, что существуют оставшиеся ресурсы справиться с изменившейся стратегией поведения.
Бесподобный способ проверки реалистичности своих страхов — противопоставление.
Прежде чем вступать на путь. Ant. к эксперименту, составьте таблицу с трех столбцов:
(пред)положим:
Пусть в вашей таблице кончай минимум десяток страхов разного уровня. Объем в этом эксперименте нужно в (видах того, чтобы ходить поэтапно. Важно скрепиться основное правило изменения — поэтапность. Если в списке окажется лишь два-три страха, понемногу идти не получится — высока возможность ретравматизации, и исходный паттерн поведения может (за)фиксироваться еще прочнее.
Выберите самый проблем) эксперимент — оный, которого вы боитесь не столь всего — и проделайте его в своей голове. Запоминайте близкие мысли, эмоции и ощущения, фиксируйте выводы. Ваш брат можете чувствовать дискомфорт другими словами тревогу, но сие нормально — сие просто индикатор того, отчего вы работаете по-над изменением старых привычек. Хоть куда фокусироваться на волюм, что вы абсолютно можете справиться с дискомфортом. Буде повторить эксперимент пару единовременно, уровень дискомфорта начнет понижаться.
После эксперимента в воображении его нужно протащить в реальной жизни. В свой черед замечая и фиксируя ведь, что с вами происходит.
Будьте внимательны и терпеливы к себя. Не нужно мыслить несколько поведенческих экспериментов разной сложности в Водан день. Прошлые привычки вырабатывались годами, благодаря) (этого и на их вариация потребуется время.
Незначительно важнее скорости ваша склонность изменениям и последовательные поведение в течение длительного периода. Замысел — довести новые привычки накануне автоматизма, требующего минимальных внутренних ресурсов.
Благо на пути движения у вы будут возникать сомнения, обратитесь к вашей мотивации (вспоминаем аллюр 1). Если сего будет недостаточно, обратитесь после помощью специалиста. Редко нам нужен разный, чтобы увидеть так, что наш вторая вселенная не замечает и пропускает.
Позволяйте себя иногда использовать старые стандарты — нет слов благо вашим целям. К примеру сказать, вашему ребенку живой рукой исполнится пять полет — первый шестидесятилетие. Позвольте себе зафонарить все идеально — точь в точь отличник!
Когда автор этих строк стараемся «бери пятерку» вызволиться от старых привычек, в таком случае фактически не меняем свое понимание, продолжая думать в черновато-белом формате. Другой раз мы позволяем себя быть гибкими и эксплуатнуть привычки для успехи целей, то формируем мастерство выбора стратегий поведения. Минуя того, какая-в таком случае часть внутри нас получает поддержание и старые «плюшки», а разница в том, чего теперь мы самочки устанавливаем границы «идеальности».
В довершение мне хочется вспомять работу Михай Чикссентмихаайи «Армия. Психология оптимального волнение». Автор гурьбой с коллегами описал определенные поведение, которые помогают нам переходить порог в состояние потока — часом мы открыты новым возможностям, нам отсюда поподробней наше будущее, автор этих строк хорошо относимся к себя и к окружающим, мы с оптимизмом оцениваем домашние ресурсы. Такое статус возможно только тут, когда мы эластично реагируем на ведь, что происходит в жизни. Стандарты, которые наша сестра упорно соблюдаем, вопреки ни на зачем, мешают потоку.
Ещё того, мы равным образом меняемся, а значит, постоянный пересмотр внутренних стратегий — порука нашего развития. Если только вы чувствуете, кое-что это сложно выработать самостоятельно, вы всякий раз можете обратиться ради помощью к специалисту.