Royal Dutch Shell нa дняx прeдстaвилa свoe прeдлoжeниe, кoтoрoe пoмoжeт миру oткaзaться eгo сoбствeннoгo прoдуктa.
Sky Scenario — этo плaн кoмпaнии, призвaнный пoмoчь миру дoстичь цeлeй, которые были установлены в Парижском соглашении по климату.
Этот план позволит людям перейти от использования нефти к водородному и электрическому транспорту, чтобы недопустить повышение уровня глобального потепления на 2 градуса, который, по мнению большинства ученых, является решающим моментом для нашей планеты.
Конечно, странно слышать, как нефтяная компания предлагает отказаться от ископаемых видов топлива, но собственные недавние инвестиции компании отражают небольшое изменение фокуса или, по крайней мере, хеджирование его ставок.
В октябре она приобрел компанию NewMotion, специализирующуюся по зарядке электромобилей. В настоящее время Shell управляет небольшим количеством станций, обеспечивающих водородное топливо для транспортных средств в Соединенных Штатах и Европе, и занимается внедрением технологий улавливания и хранения углерода в рамках своего проекта Quest, сотрудничая с канадской компанией по добыче ископаемого топлива Canadian oil sand и огромного проекта Gorgon в Австралии.
В своем сценарии Sky Shell показывается способ, с помощью которого мир может перейти от нефти к другим технологиям к 2070 году. План предлагает адресовать растущие глобальные потребности в энергии источникам чистой электроэнергим, таким как солнечная энергия и ветровая, заменив прожорливые авто электрическими транспортными средствами, и сфокусироваться на топливе, таком как биотопливо и водород.
Также в своей работе компания прогнозирует, что мировое потребление нефти вырастет до 2025 года, прежде чем начнет снижаться в 2030 году и упадет ниже текущих уровней в 2040 году.
«Потребление углеводородного топлива сократится почти вдвое между 2020 и 2050 годами и снизится на 90 процентов к 2070 году», — говорится в документе.
«Поразительно, что компания, построенная на специфическом товаре, видит, что его потребление снизится навсегда после 2040 года», — сказал в своем комментарии к этой работе Питер Фокс-Пеннер (Peter Fox-Penner), директор Института устойчивой энергетики в Бостонском университете.
На компанию оказывают давление некоторые акционеры, требуя уделить больше внимания изменению климата, хотя некоторые инвесторы поддерживают текущее положение компании.
«В любое время, когда мы видим прогноз, рассчитанный на многие десятилетия (в данном случае до 2070 года), он может быть интересным моментом для обсуждения, но не оказывает серьезного влияния на решения инвесторов», — сказал Павел Молчанов аналитик по энергетике инвестиционной компании Raymond James. «Даже для долгосрочных инвесторов это слишком дальнесрочный прогноз».
Главный исполнительный директор Royal Dutch Shell Бен ван Берден (Ben van Beurden) в ранних интервью с The Washington Post признавал, что «изменение климата реальное» и что «действия необходимы», но утверждал, что миру необходимо будет сжигать ископаемое топливо, даже если «катапульты возобновляемых источников энергии будут наготове». «Это не значит, что мы должны поспрошаться с углеводородами», сказал он.
Еще в прошлом году акционеры подавляющим большинством отвергли предложение экологической группы, призывающее Shell установить и опубликовать годовые целевые показатели сокращения выбросов углерода.
«Фокус на улавливание и хранение углерода особенно выделяется в плане в Shell, и меня удивил прогноз быстрого снижение потребления ископаемого топлива после 2040 года», — сказал Морган Базилян (Morgan Bazilian), профессор Колорадской школы, изучающей энергетику и ископаемое топливо. «Это интересные аспекты, учитывая, что Shell перешел на природный газ в недавнем прошлом».
Фокс Пеннер (Fox-Penner) из Университета Бостона признает, что сценарий Shell содержит все основные элементы для того, что необходимо для вывода ископаемого топлива из мировой экономики к концу этого столетия, и что многие из необходимых частей уже существуют в той или иной форме. Но некоторые изменения, по его словам, намного сложнее, чем другие, такие как сокращение выбросов в сельскохозяйственном секторе и ключевые промышленные процессы.
«Наибольшее ограничение — это, конечно, не технология, это политическая и экономическая дезорганизация правительства и экономики, которые зависят от текущей системы, и должны найти средства для того, чтобы суметь вовремя перенести огромный капитал и заставить его работать», — сказал он.