«Aвтoмoбильнaя нaция», Гeрмaния, удивилa сoсeдниe стрaны свoим рaдикaльным прeдлoжeниeм умeньшить дoрoжный трaфик, сдeлaв oбщeствeнный трaнспoрт aбсoлютнo бeсплaтным, пoскoльку Бeрлин xoчeт дoстичь цeлeй EС пo низким пaрaмeтрaм зaгрязнeния вoздуxa и избeжaть крупныx штрaфoв.
Этoт рeшeниe былo принятo пo прoшeствии чуть бoлee двух лет после громкого скандала с Volkswagen, обличающего последнего в заниженных параметрах выбросов дизельного топлива, который развязал волну гнева в автомобильной промышленности, основ немецкого процветания.
«Мы решили сделать проезд в общественном транспорте бесплатным, чтобы сократить количество частных автомобилей», — написала министр окружающей среды Германии Барбара Хендрикс (Barbara Hendricks) и два её коллеги в письме комиссару по окружающей среде ЕС Кармену Велле (Karmenu Vella).
«Своевременная эффективная борьба с загрязнением воздуха является для Германии наивысшим приоритетом».
Предложение о бесплатном проезде в общественном транспорте будет протестировано «не позднее этого года» в пяти городах Западной Германии, включая бывшую столицу Бонн и промышленные города Эссен и Мангейм.
Этот шаг является радикальным для нормальной политической жизни страны, и заслуживает внимания поскольку политическая ситуация Германии сегодня особенно неустойчива; после потери большинства на недавних выборах, партия христианско-демократического союза канцлера Ангелы Меркель все еще работает над коалиционным правительственным соглашением с социал-демократической партией.
Помимо бесплатного проезда в общественном транспорте, другие предлагаемые шаги включают также дополнительные ограничения на выбросы автопарков, таких как автобусы и такси, зоны с низким уровнем выбросов и поддержка схем совместного использования автомобилей.
Эти меры должны быть приняты как можно быстрее, поскольку наряду с восемью другими членами ЕС, включая Испанию, Францию и Италию, Германия не смогла выполнить обязательство в установленный до 30 января срок, по сокращению диоксида азота и других мелких частиц, загрязняющих воздух.
Кармен Велла дала странам дополнительное время для реализации дальнейших мер по борьбе с загрязнением воздуха или в противном случае им придется готовится к судебным искам.
По данным европейской комиссии, «угрожающему жизни» загрязнению воздуха подвергаются более 130 городов в Европе, что приводит к 400 000 смертям и составляет более 20 млрд евро (24,7 млрд. долларов США) ежегодно в виде расходов на здравоохранение.
Страны, которые не могут соблюдать ограничения ЕС, рискуют столкнуться с юридическим разбирательством в Европейском суде, высшем трибунале ЕС, который может взимать штрафы с государств-членов.
Общественный транспорт пользуется большой популярностью в Германии, число поездок, регулярно увеличиваются за последние 20 лет, в 2017 году оно составило 10,3 млрд.
По сравнению с другими крупными европейскими странами стоимость проезда в Германии невысока: один билет в Берлине стоит 2,90 евро, а эквивалент билета Лондонского метро — 5,50 евро.
Но города, в которых планируется тестовый период бесплатного проезда в общественном транспорте, уже озвучили свои опасения.
«Я не знаю ни одного автопроизводителя, который сможет предоставить необходимое количество электрических автобусов за столь короткое время, чтобы удовлетворить возросший спрос на бесплатный проезд», — сказал мэр Бонна Ашок Шридхаран (Ashok Sridhara).
«Мы ожидаем четкого заявления о том, как будет финансироваться эта инициатива», — сказал Хельмут Деди (Helmut Dedy), глава Ассоциации немецких городов.
«Вывод уже ясен», — написал редактор газеты «Die Welt»: «потребуется больше вагонов, больше персонала и, возможно, еще больше линий. Где мы найдем миллиарды для этого?».
Другие попытки стран по всему миру предложить своим гражданам бесплатный проезд провалились, в том числе и в американском городе Сиэтл.
Министры «должны снова подумать, когда будут ехать в U6 [метрополитен] в Берлине в 7:30 утра», — комментирует газета Die Welt.